«Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим», - утверждал русский поэт Фёдор Тютчев.
Много ли знаем мы о тех, кто жил когда-то в Екатеринодаре?
Память о каких людях и событиях хранят старинные екатеринодарские дома?
Как выглядели городские улицы в давние годы? Что волновало екатеринодарцев – знаменитых и безвестных?
Сегодня мне хочется рассказать о двух зданиях с историей, стоят они друг напротив друга уже более ста лет, на пересечении улиц Гоголя и Янковского, раньше эти улицы назывались Полицейская и Пластуновская.

Здание от трамвайных путей слева знаменито тем, что в смутные революционные годы, с 1920 по 1922 годы в нем на втором этаже жил Самуил Яковлевич Маршак, русский советский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, ему, к примеру, принадлежит русский перевод одного из любимейших мною романов Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Но в Екатеринодаре Маршак был уже с 1918 года, где сотрудничал в газете «Утро Юга» под псевдонимом «Доктор Фрикен». Публиковал там стихи и антибольшевистские фельетоны.
В 1919 году издаёт под этим же псевдонимом «Доктор Фрикен» первый сборник «Сатиры и эпиграммы».
В 1920 году Маршак организует комплекс культурных учреждений для детей, в частности, создаёт один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы.
Является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).
В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).
Но с Екатеринодаром это уже не связано, ибо в 1922 году Маршак переезжает в Петроград.



На фасаде здания есть мемориальная доска, на которой написано, что
" В этом доме с III 1920 по V 1922 жил и работал видный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак ".

Позже, до войны и после, этот дом был обычной коммуналкой, потом людей расселили и начиная с 1961 года по настоящее время в этом здании находится городская поликлиника №4.
Когда я фотографировала это здание, из его дверей вышла миловидная женщина, сначала она поговорила с рабочими, которые занимались ремонтом фасада, потом подошла ко мне с вопросом, мол, интересуетесь домом Маршака?
Рассказала, что работает тут очень много лет, что долгое время на втором этаже в одной из комнат находились в сохранности под инвентарными номерами вещи, принадлежавшие самому Маршаку, а теперь остался только один его личный шкаф, который, выражаясь словами моей собеседницы, в девяностые годы краснопиджачники хотели выкупить за солидные деньги, но общество сумело его отстоять. Чем очень гордится))
Так и стоит настоящий дубовый шкаф в помещении, она даже предложила мне его сфотографировать часа через два, как вернется из медуправления))
Но я поблагодарила ее и попросила разрешения сделать это в другой день.
Все фотографии сделаны прошлым летом, в 2013 году, ремонт уже закончен, а я так туда больше и не попала)

Здание справа на углу ул. Гоголя и Янковского, 92 /30 в прошлом доходный дом барона Л. В. Штейнгеля, построенный в 1905 г.
Пока барон Леонгард Васильевич Штейнгель жил в собственном доме, дом называли "особняком Штейнгеля". Доходным этот дом сделался лишь после того, как был продан Штейнгелем .

Затем владельцами его были генерал А. И. Кияшко, предприниматель А. И. Шаповалов.
До революции здесь размещалась аптека провизора Явелова.

Двухэтажный доходный дом барона Л. В. Штейнгеля пример «кирпичной пластики» фасадов .
Подражание русской средневековой архитектуре выразилось в использовании поясов дентикул, форм парного арочного окна с центральной колонкой («флорентийское» окно) в организации ритма оконных проемов на уровне второго этажа в доме Штейнгеля .
Кроме того, на фасадах дома Штейнгеля находятся разрывающие карнизный пояс аттики в виде закомар,то есть полукруглого или килевидного завершения участка стены, закрывающего прилегающий к стене внутренний цилиндрический свод.

На первом этаже бывшего дома барона Штейнгеля располагается аптека № 8, на втором – жилые помещения.
Люди, живущие тут, и моя собеседница из поликлиники, говорят, что в 1979 году режиссёры Николай Лебедев и Эренест Ясан снимали на этом перекрёстке сцены для фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
Правда ли это? Не знаю.
А еще в этом же доме, в пятой квартире, жил Бунин.
Кто он, однофамилец или какой-нибудь родственник русского писателя и поэта А.И. Бунина?



Интерьер и убранство аптеки были воссозданы в начале 21 века.








Строки архивных документов, фотографии из столетней давности семейных альбомов, городские легенды и были, позабытые названия улиц, переулков и площадей; судьбы, нравы и обычаи горожан, реалии старого быта – изо всего этого слагается живой образ кубанской столицы, чья история длится вот уже третий век.
Много ли знаем мы о тех, кто жил когда-то в Екатеринодаре?
Память о каких людях и событиях хранят старинные екатеринодарские дома?
Как выглядели городские улицы в давние годы? Что волновало екатеринодарцев – знаменитых и безвестных?
Сегодня мне хочется рассказать о двух зданиях с историей, стоят они друг напротив друга уже более ста лет, на пересечении улиц Гоголя и Янковского, раньше эти улицы назывались Полицейская и Пластуновская.

Здание от трамвайных путей слева знаменито тем, что в смутные революционные годы, с 1920 по 1922 годы в нем на втором этаже жил Самуил Яковлевич Маршак, русский советский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, ему, к примеру, принадлежит русский перевод одного из любимейших мною романов Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Но в Екатеринодаре Маршак был уже с 1918 года, где сотрудничал в газете «Утро Юга» под псевдонимом «Доктор Фрикен». Публиковал там стихи и антибольшевистские фельетоны.
В 1919 году издаёт под этим же псевдонимом «Доктор Фрикен» первый сборник «Сатиры и эпиграммы».
В 1920 году Маршак организует комплекс культурных учреждений для детей, в частности, создаёт один из первых в России детских театров и пишет для него пьесы.
Является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).
В 1923 году он выпускает свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).
Но с Екатеринодаром это уже не связано, ибо в 1922 году Маршак переезжает в Петроград.



На фасаде здания есть мемориальная доска, на которой написано, что
" В этом доме с III 1920 по V 1922 жил и работал видный советский поэт Самуил Яковлевич Маршак ".

Позже, до войны и после, этот дом был обычной коммуналкой, потом людей расселили и начиная с 1961 года по настоящее время в этом здании находится городская поликлиника №4.
Когда я фотографировала это здание, из его дверей вышла миловидная женщина, сначала она поговорила с рабочими, которые занимались ремонтом фасада, потом подошла ко мне с вопросом, мол, интересуетесь домом Маршака?
Рассказала, что работает тут очень много лет, что долгое время на втором этаже в одной из комнат находились в сохранности под инвентарными номерами вещи, принадлежавшие самому Маршаку, а теперь остался только один его личный шкаф, который, выражаясь словами моей собеседницы, в девяностые годы краснопиджачники хотели выкупить за солидные деньги, но общество сумело его отстоять. Чем очень гордится))
Так и стоит настоящий дубовый шкаф в помещении, она даже предложила мне его сфотографировать часа через два, как вернется из медуправления))
Но я поблагодарила ее и попросила разрешения сделать это в другой день.
Все фотографии сделаны прошлым летом, в 2013 году, ремонт уже закончен, а я так туда больше и не попала)

Здание справа на углу ул. Гоголя и Янковского, 92 /30 в прошлом доходный дом барона Л. В. Штейнгеля, построенный в 1905 г.
Пока барон Леонгард Васильевич Штейнгель жил в собственном доме, дом называли "особняком Штейнгеля". Доходным этот дом сделался лишь после того, как был продан Штейнгелем .

Затем владельцами его были генерал А. И. Кияшко, предприниматель А. И. Шаповалов.
До революции здесь размещалась аптека провизора Явелова.

Двухэтажный доходный дом барона Л. В. Штейнгеля пример «кирпичной пластики» фасадов .
Подражание русской средневековой архитектуре выразилось в использовании поясов дентикул, форм парного арочного окна с центральной колонкой («флорентийское» окно) в организации ритма оконных проемов на уровне второго этажа в доме Штейнгеля .
Кроме того, на фасадах дома Штейнгеля находятся разрывающие карнизный пояс аттики в виде закомар,то есть полукруглого или килевидного завершения участка стены, закрывающего прилегающий к стене внутренний цилиндрический свод.

На первом этаже бывшего дома барона Штейнгеля располагается аптека № 8, на втором – жилые помещения.
Люди, живущие тут, и моя собеседница из поликлиники, говорят, что в 1979 году режиссёры Николай Лебедев и Эренест Ясан снимали на этом перекрёстке сцены для фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К.».
Правда ли это? Не знаю.
А еще в этом же доме, в пятой квартире, жил Бунин.
Кто он, однофамилец или какой-нибудь родственник русского писателя и поэта А.И. Бунина?



Интерьер и убранство аптеки были воссозданы в начале 21 века.








Строки архивных документов, фотографии из столетней давности семейных альбомов, городские легенды и были, позабытые названия улиц, переулков и площадей; судьбы, нравы и обычаи горожан, реалии старого быта – изо всего этого слагается живой образ кубанской столицы, чья история длится вот уже третий век.
Community Info