Прогулка по СТОЛИЦЕ ЛОТАРИНГИИ МЕЦУ привела нас к собору Сент-Этьен.
Войдем в него!
Если говорить об экстерьере собора Сент-Этьен, то есть во Франции и более впечатляющие
готические храмы: в Париже, Руане, Реймсе. Страсбурге… Но внутренне пространство собора
без преувеличения не имеет равных! Высота его нефа - 42 метра, и лишь соборы Амьена и
Бове могут сравниться с собором Сент-Этьен. А его витражи, занимающие площадь 6 500 кв.
метров, несравнимы ни с чем. Мало того, что витражей такой площади нет больше нигде во
Франции, они создавались в течение 7 веков – с 13 по 20-й.
Светильником Господа (Lanterne de Dieu) называют собор, и точнее не скажешь.
Витражей так много, что кажется, будто находишься внутри огромного
сверкающего фонаря.
Северо-восточная часть собора с витражами Теобальда де Ликсхайма (16 в).
Витражи знаменитого мастера Валентина Буша из Страсбурга (17 в.) в южной части собора.
Среди древнейших в соборе - работы Эрмана де Мюнстера (14 в.), создавшего витражи
для "готической розы" в западной части храма.
Композиция "Коронование Девы Марии" в алтарной части собора.
Со старинными витражами удивительно органично соседствуют работы авангардистов.
Небольшие витражи над северным и южным порталами создал в 1960 Роже Биссьер (Roger Bissière),
французский художник-абстракционист, близкий к направлению ташизма - живописи "пятнами".
"Пятна" Биссьера напоминают мозаику.
Капеллу дю Сан-Сакреман (Сhapelle du Saint-Sacrement) украшают витражи Жака Вийона (Jacques Villon),
созданные в 1956-1967 гг. Вийон, тяготевший более всего к кубизму, изобразил на свой лад
библейские сцены (насколько я поняла из пояснения на французском языке, это исход евреев из Египта,
переход через Красное море, Распятие, евангельский брак в Кане).
Витражи Вийона очень красивы, хотя понять, какая именно сцена изображена, непросто.
Сокровище Сент-Этьен - три окна в северо-восточной части собора, созданных Марком Шагалом.
с 1957 по 1968 годы.
Осваивая технику витража, Шагал специально ездил изучать знаменитые витражи собора
в Шартре, сотрудничал с Шарлем Марком, художественным руководителем студии витража
в Реймсе. Шарль Марк выполнял витражи для собора в Меце по рисункам Шагала, а художник
наносил последние штрихи.
За витражами для собора в Меце последовали витражи для синагоги Университетской клиники
Хадасса в Иерусалиме (1962), окна для Храма Всех Святых в Тудли (Великобритания, 1966-78),
витраж, посвященный памяти трагически погибшего Генерального секретаря ООН Дага
Хаммаршелъда в здании ООН в Нью-Йорке (1964), витражи соборов Фрауенмюнстер в
Цюрихе (1970) и Св. Стефана в Майнце (начаты в 1978), шесть витражных панелей для
Института искусств в Чикаго «Окна Америки» (1977) и другие работы.
Жертвоприношение Авраама
Борьба Иакова с ангелом
Сон Иакова (Лестница Иакова)
Моисей перед горящим кустом (Неопалимая купина).
Когда Шагал обратился к искусству витража, ему было почти 70 лет. Все больше
места в его творчестве занимали библейские мотивы. Очевидна тематическая связь
витражей в Метце с циклом живописных панно "Библейское послание
Марка Шагала" (1954-61 гг.). Собственно, вся живопись Шагала – это библейское
послание. Иначе как через призму Библии он видеть мир просто не умел. И его
"библейские высказывания" звучат одинаково свободно и уместно в соборе,
в синагоге, в светском здании. На холсте, на листе, на стене, на стекле.

Моисей получает Скрижали на горе Синай.

Царь Давид и Вирсавия

Видение пророка Иеремии
Вот что сказал Марк Шагал в своей речи по случаю окончания витражей в Цюрихском
соборе Фрауенмюнстер: "На жизненные события и творения искусства я смотрю,
отталкиваясь от библейской мудрости. Она подсказывает, что подлинно великое всегда
пронизано разумом и гармонией. Несомненно, я не единственный, думающий подобным
образом. Особенно в наши дни. Так как в моей духовной жизни мудрость Библии и весь мир
Библии занимают большое место, они заняли подобное место и в этой работе. Очень важно
зримо представить все элементы мира, не видимые глазу и не воплощенные природой в
материально осязаемых образах."

Рай и грехопадение
Community Info