lebkatvas (lebkatvas) wrote in individual_tour,
lebkatvas
lebkatvas
individual_tour

Пражская Лорета: амбит и Храм Рождества Господня

Пражская Лорета - типичный для эпохи барокко арихтектурный ансамбль: если  Святая Хижина должна служит образцом малого пространства и скромности, то распложенные вокруг архитектурные формы несут в себе  яркость и пышность, так свойственные данной эпохе.



Архитектурная концепция Пражской Лореты развивает пример лоретанского места паломничества, в котором решение пространства определяется небольшими размерами главного духовного центра комплекса – Святой хижины, а создание цельного архитектурного комплекса вокруг нее достигается воздвижением или храма прямо над Хижиной (как в итальянском Лорето) или закрытым двором с арками, в центре которого хижина при обретает соответствующую выразительность.
Для Пражской Лореты был выбран вариант амбита (нижней галереи с арками), которая, находясь на расстоянии от  основной (относительно небольшой) постройки, подчеркивает ее значительность. Амбит Пражской Лореты обладает четырьмя часовнями в углах, двумя часовнями на поперечной оси двора, колокольней в центре  и храмом в главной оси.



Согласно архитектурному решению, прежде чем паломник подойдет  к Святой хижине, он имеет возможность пройти серверную часть амбита с пристроенными часовнями. Первый этаж амбита строился постпепенно с 1631 г. архитекторами Дж. Б. Орси, Андрея Аллио и Силвестро Карлоне. У стен коридора стоят ряд скамеечек для коленопреклонения с образами святых (покровителей и заступников в разных нуждах), пользующие большой популярностью в Чехии эпохи барокко.

Св. Себастьян.


Св. Иоанн.


Св. Мария Магдалина.


Св. Людмила


Скамеечки с образами в комплексе с потолочными фресками должны побуждать проходящего паломника к молитве и размышлениям. Автор росиси в сводчатых потолках  первого этажа амбита - Феликс Антонин Шеффлер.



Изначально храм и две часовни (в центре северного и южного крыла) в первоначальной планировке середины XVII в.  были только неглубокими нишами с алтарями. С возрастающей славой Лореты возросла и посещаемость данного места, поэтому появилась необходимость расширить их пространство. Постепенно (до конца XVII  в.) были созданы большие прямоугольные часовни в углах закрытого двора, последовательно расширены часовни на поперечной оси и в несколько этапов часовня Рождества Господня перестроена в храм



В северо-западном углу амбита находится Часовня Святой Анны, выстроенная на средства общественного сбора 1687 г.
Часовня Св. Анны, главный алтарь, конец XVII  в.



В центре северного крыла амбита расположилась Часовня Святого Франциска Серафинского, которую пристроили в 1717 г. на средства Элеоноры Каролины, княгини из Лобковиц.
В северо-восточном углу вмбита расположена Часовня св. Семейства, построенная еще в 1691 г. на средства Людмилы Евы Франциски, графини из Коловрат.

Часовня Св. Семейства.


В юго-восточном углу амбита находится Часовня Св. Креста, освященная одновременно с часовней Св. Семейства в 1691 г.  и также выстроенная на деньги Людмилы Евы Франциски.



В центре Южного крыла амбита находится Часовня Св. Антония Падуанского – ее планировка и часть убранство соответствуют противоположной часовне Св. Франциска, и построена она тоже на средства Элеоноры Каролдины, княгини из Лобковиц.
Последней часовней амбита  является Часовня Скорбящей богоматери – самая старая среди часовен. Стимулом для ее постройки стала готическая Пьета, на которую обратил внимание в середине XVII в. богатый член ратуши  Малой Страны. Эта Пьета была изначально размещена в часовне Св. Антония, которая в то время была только небольшой нишей. Тронутый судьбой скульптуры (она была спасена от сожжения протестантами) он и решил построить для нее часовню, выбрав юго-западный угол амбита, где она была выстроена по проекту архитектора Яна Иржиго Майера. Для скульптурной группы был сооружен главный алтарь с двумя фигурами ангелов и  картиной Св. Марии Магдалины на фронтоне.



В восточном крыле амбита находится Храм Рождества Господня. Изначально он представлял собой только часовню в нише, которую в 1717 г. расширила Мария Маркета, графиня из Вальдштейн – у часовни появились ораторий и сакристия - тогда ее уже называли «большой часовней». В 1722 г. была предпринята перестройка часовни под руководством Криштофа Динценхофера, а затем его пасынка  Яна Ирди Айрбауэр.
Храм, представляющий однонефную постройку с тремя сводчатыми полями и неглубокой алтарной частью, был освящен в 1737 г., однако работа по убранству его интерьера продолжалась и позже.



Главный алтарь в центральной нише Храма имеет картину в стиле ренессанс «Поклонение младенцу» в богатой рокайлевой раме из чеканного серебра. Скульптурные группы на алтаре – статуи Св. Иосифа и Иоакима, Бога Отца и ангелов во фронтоне -  работа пражского резчика Матиаша Шенгерра. На алтаре находится табернакулюм – дарохранительница из золоченого и  серебряного листа.
Храм Рождества Господня, вид на главный алтарь, 30-е гг. XVIII  в.


Интерьер храма с запада закрывают  музыкальные хоры с деревянным корпусом органа, который изобилует фигурами ангелочков, играющих на музыкальных инструментах. Под хорами находится крипта для покойных  покровителей Лореты, сооруженный еще в период «большой часовни».

Кафедра Храма Рождества Господня.


Первоначальный орган  работы Леопольда Шпигеля, приобретенный на средства Элеоноры Каролины, княгини из Лобкович, в 1718 г.  расширил Й. Гельвиг, а позднее -  в 1734-39 гг. – он  был заменен новым органом, который создали Франтишек Кацер и Кашпар Вельцер.



Архитектуру органа продолжают  фрески стен и потолка храма.
Фреску «Сретение» создал  в 1735-1737 гг. выдающийся барочный художник Вацлав Вавржинец Райнер.



Завершает ансамбль Пражской Лореты Сокровищница, о богаствах которой будет рассказано в следующий раз.
Tags: Прага, Чехия
Subscribe

  • Болонья. Сан-Доменико и пьяцца Маджоре

    Второй рассказ о достопримечательностях Болоньи будет самым насыщенным. В этой части прогулки посмотрим на самые интересные места в центре города.…

  • Болонья. Башни и Архигимназий

    От Пармы переходим к столице Эмилии-Романьи Болонье. В первом рассказе посмотрим на знаменитые падающие башни Болоньи. Зайдем во двор Болонского…

  • Замок Торрекьяра. Внешний вид и история

    В 20 км на юг от Пармы возвышается великолепный замок Торрекьяра. За прошедшие пять столетий замок практически не изменился внешне. Это один из…

promo individual_tour january 3, 2014 21:23 7
Buy for 50 tokens
Для того, чтобы близко увидеть множество диких животных в дикой природе, где они не боятся человека, нужно ехать на Галапагосы, единственное место на Земле, где это возможно. Поэтому, прожив там 21 день, рассказываю обо всем, что можно увидеть на Галапагосском архипелаге, сколько это стоит, когда и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments