Марина Аграновская (marinagra) wrote in individual_tour,
Марина Аграновская
marinagra
individual_tour

Categories:

Путешествия по СССР. Армения. Часть 4. Храмы Эчмиадзина, выход Католикоса и обряд матах

Оригинал взят у marinagra в Путешествия по СССР. Армения. Часть 4. Храмы Эчмиадзина, выход Католикоса и обряд матах


Продолжаем цикл "Путешествия по СССР".  Мы странствуем по Армении 1979 года. Из  ДИЛИЖАНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА перемещаемся  на Араратскую равнину, в  Эчмиадзин, высший духовный центр Армении, чтобы осмотреть  древние храмы, увидеть  торжественный выход к народу главы армянской церкви Католикоса Вазгена Первого и понаблюдать за тем, как совершается обряд освещения соли - матах.
О том, как выглядел Эчмиадзин в 1979 году, расскажут слайды, сделанные моим отцом Анатолием Сиротой (turnepsik).


Ныне этому   городу, основанному во 2 веке до н.э., расположенному в 20 километрах от Еревана, снова возвращено его исконное название Вагаршапат. В 1945-1995 годах  город назывался по имени  находящегося в нем монастыря Эчмиадзин. Такая смена названия в атеистические советские  времена казалась странной: Эчмиадзин по-армянски означает "Сошествие Единородного" и напоминает о принятии христианства в Армении. Вот как рассказывает об этом предание.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

В конце 3 - начале 4 века н.э. в Вагаршапате, в ту пору столице Армении, правил царь Трдат III, преследовавший  христиан. Он приказал забросать камнями 40 девушек-христианок, которые пришли в Армению из Рима, спасаясь от гонений императора Диоклетиана. После  мученической смерти христианских дев царь  лишился рассудка.   Вещий сон указал ему  путь к спасению: он должен  был освободить томившегося 17 лет в яме христианского  проповедника  Григория и выслушать его проповедь. Освобожденный из заточения Святой Григорий Просветитель (Сурб Григор Лусаворич)  вернул царю разум  и обратил его в христианство. Примеру Трдата III последовали  все его подданные, и в 301 году   Армения стала первой в мире страной, провозгласившей христианство государственной религией.


Эчмиадзин. Кафедральный собор. 4-19 вв.

Место для главного храма Армянской апостольской церкви, нынешнего кафедрального собора Эчмиадзина, по преданию, указал Григорию Просветителю сошедший на землю Иисус. Отсюда и название, о котором говорилось выше : "Сошествие Единородного" - Эчмиадзин. На местах мученической кончины христианских дев, канонизированных как святые, были в 6-7 веках построены церкви Сурб Гаяне, Сурб Рипсиме и Сурб Шогакат. И поныне эти храмы остаются величайшими святынями армян.


Фрагмент оформления входа в  собор

Эчмиадзинский собор, один из древнейших христианских храмов,  первоначально был деревянным и лишь в VII веке его заново перестроили в камне. В XVII веке над ним возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню, а в XVIII веке с трех сторон пристроили шестиколонные ротонды. В ХХ веке перестройки и украшение соборного интерьера продолжались.


Фрагмент оформления входа в  собор


Фрагмент оформления входа в  собор

Недалеко от собора, на территории Эчмиадзинского монастыря находится резиденция Католикоса всех армян - преемника Григория Просветителя, Верховного патриарха  Армянской апостольской церкви и духовного лидера армянского народа во всем мире. Возглавляемая им церковь - одна из старейших  христианских церквей.  Вместе с коптской, эфиопской и некоторыми другими церквями она относится к так называемой Древневосточной ветви христианства, отличающейся в догматике и обрядах от католицизма, православия и протестантизма.


Торжественный выход из резиденции Католикоса всех армян Вазгена Первого (в центре) 

Католикоса пожизненно избирает в Эчмиадзине тайным голосованием  Национально-церковное собрание, которое состоит из духовенства и мирян, представляющих все епархии и общины Армянской апостольской церкви в мире (около 300—400 человек).
Роль Католикоса как духовного главы всего армянского народа со временем возрастала, поскольку Армения несколько раз за свою историю лишалась государственности и сейчас более двух третей армян живет за пределами страны.



Католикоса сопровождают шатиры - почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках.


Сопровождающие  Католикоса священники


Сопровождающие  Католикоса священники


Сопровождающие  Католикоса священники

Католикос – первый среди равных, поэтому он одет так же, как и сопровождающие его священники,  за исключением нескольких  знаков отличия, таких как бриллиантовый крест на клобуке (виден на следующем  фото).


Католикос всех армян Вазген Первый

В 1979 году, когда мы побывали в Эчмиадзине, Католикосом всех армян был выходец из  Румынской епархии Вазген Первый (1908 — 1994), избранный в 1955 году. В списке Патриархов-Католикосов Эчмиадзинского католикосата, который ведется со времен Григория Просветителя, он 132-й.



Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Посмотреть, как Католикос шествует из своей резиденции в собор, съехались в тот жаркий августовский день тысячи людей. Удивляюсь, как нам удалось пробраться в первые ряды и сделать несколько фотографий.


Возвращение Католикоса в резиденцию после богослужения

Храмы  Эчмиадзина не складываются в общий ансамбль, они стоят довольно далеко друг от друга, каждый по отдельности, на фоне полей и далеких гор.
Церковь Сурб Рипсиме построена в 618 году, по преданию, на месте мученической смерти прекрасной девушки-христианки, которая не желала уступить царю-язычнику Трдату. Рипсиме сумела бежать из его дворца, но царские слуги догнали ее и и убили.



Церковь Сурб Рипсиме, 618 год

Церковь хорошо сохранилась до наших дней без серьезных переделок, ее называют лучшим образцом крестово-купольного храма в средневековой Армении, шедевром раннехристианского зодчества. Авторы  путеводителя по Армении А. Григорян и Н. Степанян (Москва, "Искусство", 1985)  так  пишут о церкви Сурб Рипсиме: "Высокие архитектурные и конструктивные достоинства этого храма отмечаются во всех трудах по раннехристианской архитектуре Кавказа. Декоративное убранство здесь предельно скромно, но в этом памятнике "чистой" архитектуры проявляются свойства пластического мышления, основополагающего для всего армянского средневекового искусства. Его объем отличается редкой мощью и простотой.


Церковь Сурб Рипсиме 

Рипсиме - произведение глубок новаторское Фасады мощные, гладкие, приобретают особую выразительность от двух высоких ниш, идущих через  всю стену к основанию.  Глубокие тени, которые ложатся в ниши, придают храму характер  скульптуры. Так он и высится на холме, полностью соответствуя понятию "памятник" . Медлительная, но непреложная логика развития каменных масс, их смена, чередование углов и ниш составляют  то совершенство, которое и  сделало этот храм в Армении образцом для бесконечного варьирования, создав обширный ряд построек "типа Рипсиме"." (текст приводится в сокращении)


Церковь Сурб Рипсиме


Церковь Сурб Рипсиме


В 1776 г.  церквь Сурб Рипсиме была ограждена  стенами с башнями из необожженного кирпича.

Гаяне была наставницей  красавицы  Рипсиме и разделила ее судьбу.  Храм Сурб Гаяне построен в 630 году, так же, как и церковь Сурб Рипсиме, на месте гибели мученицы (сохранился склеп с мощами). К сожалению, храм не дошел до нас в своем первоначальном виде - он был частично переделан в конце 17 века, тогда же с запада к нему был пристроен арочный притвор - место погребения иерархов армянской церкви.



Церковь Сурб Гаяне, 630 год. Восточный фасад.


Церковь Сурб Гаяне, западный фасад с арочным притвором 17 века.


Церковь Сурб Гаяне, арочный притвор.


Церковь Сурб Гаяне, свод арочного притвора



Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.


Церковь Сурб Гаяне, надгробные плиты в арочном притворе.

Во дворе перед храмом  Сурб Гаяне  священники совершают старинный обряд Армянской апостольской церкви матах  (буквально «поднести соль»): освящение соли для приготовления   благотворительной трапезы по случаю важного события в жизни семьи. Когда мы осматривали пустующие  уединенные храмы в ДИЛИЖАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ, то видели остатки жертвоприношений - петушиные головы  и лапки. Тогда, в 1979 году,  матах часто искажался. Главный смысл обряда  не в жертвоприношении, а в  оказании милости неимущим. Однако вместо того чтобы принести соль для освящения в церковь и затем использовать ее для благотворительной трапезы, жители приносили в жертву петухов, устраивая жертвенники близ заброшенных храмов. В Эчмиадзине мы впервые наблюдали, как проводится обряд матах в изначальном виде, как освящается соль в самой прозаической магазинной  упаковке и ждут своей участи коричневые петухи, которым вскоре суждено отправиться в кастрюлю.



Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах


Обряд матах

Трапеза, приготовленная с освященной солью,  устраивается  по разным поводам: в благодарность Богу за милость (например, за выздоровление), с молитвой  о помощи, во исполнение данного  обета, по случаю церковного праздника.


Праздничная трапеза после обряд матах


Для приготовления  благотворительной трапезы закалывают быка, барана, чаще всего  -  домашнюю птицу мужского пола.  Мясо, которое  варится в воде с добавлением освящённой соли, не должно оставаться на следующий день. Совершившие обряд устраивают застолье  у себя дома и  раздают  мясо неимущим: мясо быка  -  в 40 домов, барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома.


Этот барашек явно ждет совершения обряда матах(

Церковь Сурб Шогакат была построена в 6 веке. Название Шогакат связано с видением Григория Просветителя и означает  «ниспадение луча». Считается, что на этом месте были убиты  девы-рипсимянки -  спутницы Рипсиме и Гаяне. Первоначальный храм не сохранился. Новая церковь была возведена в 1694 году в традиционных для армянской архитектуры формах.



Церковь Сурб Шогакат


Фрагмент старинной резьбы

В монастырском дворе выставлены древние хачкары - крест-камни, покрытые сложным орнаментом. Они устанавливались в честь знаменательных событий.


Хачкар 9 века


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар


Средневековый хачкар

Эчмиадзин с его храмами, постренными на месте  мученической кончины  дев-рипсимянок,  - прекрасное и печальное место.  Здесь несколько старинных  кладбищ. В конце 1970-х годов  они  были  в некотором запустении, придававшем  Эчмиадзину грустную поэтичность.







Надгробия близ церкви Сурб Гаяне

Все слайды сделаны Анатолием Сиротой (turnepsik) в 1979 году фотоаппаратом "Киев"
на цветной обращаемой пленке ORWO CHROM UT18, производство ГДР.
Слайды отсканированы мною в 2016 году на слайд-сканере Plustek OpticFilm 7600i.

О путешествиях по Армении  можно прочитать здесь:

Часть 1.  Воспоминания о Дилижане. Последний из молокан
Часть 2. Дилижан сорок лет спустя: в поисках рая
Часть 3. Вокруг Дилижана. Монастыри и петушиные головы


Продолженiе будетъ!

Tags: Армения
Subscribe

promo individual_tour january 3, 2014 21:23 7
Buy for 50 tokens
Для того, чтобы близко увидеть множество диких животных в дикой природе, где они не боятся человека, нужно ехать на Галапагосы, единственное место на Земле, где это возможно. Поэтому, прожив там 21 день, рассказываю обо всем, что можно увидеть на Галапагосском архипелаге, сколько это стоит, когда и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments